Как некоторым из вас может быть известно, я имею кое-какой опыт записи подкастов. В частности, недавно мы коллегами закончили записывать первый сезон EaxCast и после майских праздников планируем начать записывать второй. В этой же заметке я хочу поделиться своим скромным опытом в этом, как оказалось, довольно нелегком деле, на случай если кому-то из читателей это интересно.

Если вы решили записывать подкаст, то в первую очередь определитесь с тематекой, жанром, частотой выпусков, ведущими, а также, зачем вообще вам все это нужно. Серьезно об этом подумайте. Если вам просто хочется потрепаться с друзьями о мобилках, это, конечно, прекрасно, но вряд ли будет сильно интересно кому-то кроме вас и ваших друзей. А без достаточно большой аудитории подкаст очень быстро загнется. Оптимальный состав ведущих — два человека, плюс периодически заглядывающие гости. Новые выпуски должны появляться раз в неделю, самое редкое — раз в две недели. Найдите время для записи подкаста, удобное всем, и всегда собирайтесь строго в это время. Иначе вы пару раз перенесете запись на завтра, потом пару раз забьете и все, подкасту крышка.

Не стройте наполеоновских планов. Запишите пилотный выпуск, посмотрите на реакцию слушателей. Если вышло неплохо, запишите первый сезон, состоящий из небольшого числа выпусков, не более десяти. Внимательно читайте комментарии слушателей. Поймите, что им нравится в подкасте и что не нравится. Старайтесь его улучшить.

Подкасты, как правило, записываются по Skype. Есть два подхода к записи звука. Либо весь звук записывает кто-то один из ведущих, либо звук записывают все участники подкаста, а затем звуковые дорожки объединяются. Про первый способ лучше забыть. Качество звука при таком подходе попросту ни на что не годится. Для записи звука под Linux неплохо подходит программа Skype Call Recorder . Коллеги, сидящие под маками, говорили, что используют QuickTime. Под винду, говорят, есть нечто под названием CallBurner. При записи звука используйте максимальный битрейт, поддерживаемый вашей программой.

Вообще, качество звука — это очень важно. Сразу купите себе качественную USB- гарнитуру. Убедитесь, что в ней есть функция шумоподавления. Вот , например, неплохая. Чтобы во время записи подкаста неловким движением не дернуть за провод гарнитуры, перед выпуском прилепите этот провод к футболке кусочком скотча. Проверьте, что провод не запутался вокруг микрофона. В противном случае на вашей дорожке постоянно будет слышно постукивание.

Найдите тихое место для записи подкаста, где никто не будет вас дергать и где нет эхо. Не записывайте подкаст на работе. Просто не делайте этого. Перед записью выпуска обязательно выключайте торренты, почтовые клиенты и подобное. Чем меньше трафик, тем меньше вероятность, что звонок по Skype оборвется. Выключите телевизор, закройте окно, отключите внешний жесткий диск. В общем, минимизируйте шум.

Перед записью выпуска составьте его примерный план и пошарьте этот план в Google Docs. По мере обсуждения тем удаляйте их из списка и переходите к следующим. Внимательно следите за временем. Выпуск должен идти от 30 до 45 минут. Не делайте затянутого начала и завершения выпуска, времени и так в обрез. Придерживайтесь тем, пресекайте офтопики и холивары.

Следите за чистотой своей речи. Старайтесь не тянуть слова, не использовать слова-паразиты вроде «как бы», «типа», «то есть» и подобных. Не делайте долгих пауз, а если делаете, то вырезайте их перед публикацией подкаста. Не перебивайте друг друга. Вообще, неплохо бы предусмотреть какую-то схему передачи слова. Можно использовать какие-то слова-маркеры, например «вот» или «тебе слово». Если оговорились или сказали какую-то глупость, просто сделайте паузу и начните говорить заново. Неудачный кусок потом можно будет вырезать.

Завершив выпуск, передайте дорожки через Skype или Dropbox тому, кто будет заниматься их обработкой. Очень хорошим кроссплатформенным звуковым редактором является Audacity. Лично я пользуюсь его ежедневными сборками, которые доступны здесь . Что включает в себя обработка? Во-первых, несколько дорожек нужно объединить в один проект и синхронизировать. Каждую отдельную дорожку для удобства можно перевести в моно, качество от этого не сильно пострадает. Во-вторых, вырезаем «неудачные дубли», слова-паразиты и так далее. Когда что-то вырезаете, обязательно выделяйте все дорожки, иначе они разъедутся. Используйте только вырезание, ни в коем случае не применяйте на этом шаге мьют. На дорожках всегда есть небольшой фоновый шум. Мьют приводит к «скачкам» на звуковых дорожках, что режет слух.

Если некоторые участники выпуска использовали фиговые микрофоны, то придется найти все места, где они молчат, и замьютить в этих местах дорожки. Чтобы мьют не резал слух, не делайте его сразу после того, как человек перестает говорить. Вместо этого применяйте мьют начиная с момента, когда уже начал говорить кто-то другой. В итоге дорожки будут перекрываться и переход будет более плавным. Если к вам пришел гость с очень плохим микрофоном, то, возможно, переход между звуком и тишиной на его дорожке придется дополнительно сгладить при помощи fade in и fade out.

После «чистки» дорожек обязательно требуется применить несколько фильтров. Как минимум, это Normalize и Leveler (комбинированный Compressor и Limiter). Кто-то из участников выпуска говорит громче, кто-то тише. Normalize приводит звук к одному уровню. В свою очередь Leveler делает громкий звук на дорожке тише, а тихий звук громче. Благодаря этому фильтру подкаст будет намного легче слушать в метро. В своем кратком курсе молодого подкастера (рекомендуется к прочтению, кстати!) Умпутун советует применять Normalize в последнюю очередь. Шумы же рекомендуется удалять не вручную, а с помощью фильтров, но я лично пока не преуспел в автоматизации этого средствами Audacity без существенной порчи дорожек.

Следующим шагом накладываем фоновую музыку (унцу). Годную унцу, распространяемую под подходящей лицензией, достаточно просто найти на Jamendo . Главное назначение унцы заключается в том, чтобы маскировать оставшиеся на дорожках шумы, а также резкие переходы, получающиеся в результате вырезания и замьючивания звука. Выделите дополнительные пять секунд в начале и в конце выпуска, чтобы сделать fade in и fade out унцы. Отрегулируйте громкость унцы так, чтобы она тихонько играла в фоне и не мешала слушать ведущих.

Далее экспортируем проект в mp3. Используйте VBR и битрейт в районе 200 Kbps. В тэгах не забудьте прописать название подкаста, номер сезона, номер выпуска, ссылку на официальный сайт, год и так далее. Целиком прослушайте полученный mp3, желательно — несколько раз, в разных наушниках. Убедитесь, что подкаст нормально воспринимается. Возможно, унцу нужно сделать потише, или кого-то из ведущих — погромче.

Касательно хостинга — тут практически без вариантов Rpod . У него наибольшая посещаемость, что поможет вам привлечь дополнительных слушателей, поскольку анонсы новых выпусков будут появляться на главной. Rpod предлагает какую-никакую статистику. Из нее, правда, нефига непонятно, уникальные прослушивания она показывает, или нет, но по крайней мере можно отследить динамику. Если вам очень хочется, чтобы у подкаста был свой сайт, можете купить домен с хостингом и поставить WordPress . Rpod предоставляет код для вставки плеера в посты, а также прямые ссылки для скачивания mp3. Без Rpod и этого их Flash, наверное, тоже можно, но непросто. Например, если вы полны решимости использовать HTML5 и какой-нибудь jPlayer , то имейте в виду, что без Flash’а одни браузеры поддерживают только формат mp3, а другие — только ogg. Во всяком случае, так было, когда я последний раз изучал этот вопрос. Возможно, ситуация уже изменилась.

Касательно пиара. Для начала, можно пропиарить подкаст на новостных сайтах соответствующей тематики. В этом случае обязательно предоставляйте уникальный текст новости. Новость за вас никто не напишет, а текст, который уже где-то опубликован, никто не примет. На одном сайте можно пропиариться несколько раз — «опубликован пилотный выпуск», «завершена запись первого сезона», и так далее, все это в принципе тянет на новость. Тут все зависит от администрации конкретного новостного сайта. В любом случае, старайтесь не слишком сильно спамить. Аналогичный принцип с ЖЖ-сообществами, списками рассылок и так далее.

Подкасту нужны группы в социальных сетях. В Twitter — обязательно, а также желательно еще в паре-тройке социальных сетях. В каких именно, сильно зависит от тематики подкаста и, соответственно, где обитают его потенциальные слушатели. Я обращал внимание, что если твит об очередном выпуске подкаста попросить поддержать ретвитом, то ретвитят его намного чаще. Аналогично не повредит в конце выпуска напомнить о том, что если слушателям понравился выпуск, то (1) на подкаст можно подписаться так-то и так-то и (2) о нем можно рассказать в социальных сетях. Соответственно, на странице подкаста должны быть ссылки и кнопки, облегчающие эти действия.

Обязательно добавьте подкаст в iTunes, чтобы его легко могли добавить в свои устройства пользователи iPhone и iPad. Не поленитесь поставить для этого iTunes под виртуалькой, если сидите под Ubuntu. Для добавления подкаста в iTunes вам понадобится обложка размером 600×600. Ее можно прикрутить к RSS-ленте подкаста с помощью SmartCast в FeedBurner . Правда, у FeedBurner есть такой косяк, что в качестве языка подкаста он всегда указывает английский. Возможно, для решения этой проблемы вам захочется сделать обертку над RSS-лентой Rpod’а на своем хостинге. На момент написания этих строк Rpod не поддерживал обложки такого размера, какого их требует iTunes.

С каждым выпуском, как вы и сами догадались, нужно публиковать шоу нотес. Со слушателями нужно поддерживать обратную связь. Если вы сделали отдельный домен для подкаста, и подняли WordPress, то имеет смысл прикрутить Disqus. Он удобный, индексируется Google и хорошо режет спам. У EaxCast есть еще и полная текстовая расшифровка, но эта фича очень экспериментальная и не общепринятая. В первом приближении, как-то так. Если вдруг я забыл упомянуть какой-то важный момент, не стесняйтесь спросить о нем в комментариях.

Удачного вам подкастинга!

Дополнение: Пара лайфхаков. Зумить дорожки в Audacity можно вращением колесика мышки при нажатом Ctr. Аналогично перемещаться вперед и назад можно нажав Shift и вращая колесико. Быстро получить черновик подкаста, чтобы отдать его на текстовую расшифровку или выслать послушать гостю, можно из файла mp3, создаваемого Skype Call Recorder. Просто объединяем все дорожки в одну моно-дорожку и обрезаем лишнее в начале и конце. Чтобы присоединить обложку к mp3-файлу под Ubuntu воспользуйтесь программой easytag.

Дополнение: Перечитав этот пост спустя пару месяцев, я обнаружил, что не все советы в нем такие уж удачные. Например, mp3 лучше жать в CBR с 80 Кбит/сек, если только вы не делаете подкаст с обзором новых песен или типа того. К выбору микрофона следует отнестись куда более серьезно. Rpod оказался не таким уж удачным хостингом. Про фильтры я тоже оказался не совсем прав, в частности, теперь я не представляю, как жить без Deesser. В общем и целом, я настоятельно рекомендую скачать архив выпусков ТиПЗ , а также все четыре выпуска «Теории звукозаписи» , и прослушать их все. Их довольно много, но они короткие. Если вы серьезно намерены делать подкаст, по потраченное время окупится с лихвой. Но если вы еще сомневаетесь, на первое время вам вполне сойдут советы, что были приведены выше.

EnglishRussianUkrainian