emperor-battle-for-dune/

Emperor: Battle for Dune — компьютерная игра 2001-го года в жанре RTS. Из тех RTS, в которые я играл по молодости, эта запомнилась мне больше всего. Здесь прекрасно абсолютно все: управление, баланс, сюжет, музыка, … При этом, игра полностью трехмерная, что для RTS начала нулевых все еще было редкостью. Недавно я прошел ее на своем ретро-ноутбуке .

Игра является самой что ни на есть классической RTS со строительством базы, сбором ресурсов, и безо всяких там прокачек героев и прочих механик, которые позднее будут позаимствованны из других жанров. Также, на момент написания этих строк, Emperor: Battle for Dune является последней RTS по мотивам романа «Дюна» Фрэнка Герберта . Это именно игра по мотивам. Здесь нет никакой связи с романом, его продолжениями или с предыдущими играми по «Дюне». Если вы не читали «Дюну», то многое потеряли, но на игровом опыте это не скажется.

Вам предстоит выбрать одну из фракций, сражающихся за контроль над планетой Арракис , или в простонародии Дюна. Данная планета является единственным источником самого ценного во вселенной вещества под названием спайс, он же пряность. Дюна имеет суровый пустынный климат и заселена агрессивными песчаными червями гигантских размеров.

Фракций три — Атрейдесы, Харконнены и Ордосы. Каждая имеет уникальных юнитов, а также немного разные сюжетные линии. Помимо основных фракций есть второстепенные — это Фремены, Сардукары, Тлейлаксу, Икс и Гильдия. С ними нужно строить отношения, выполняя второстепенные задания во время миссий. Дружественные фракции будут всячески вам помогать, а в пределе позволят строить своих юнитов. Враждебные фракции будут вам мешать.

В детстве я почти не играл за Атрейдесов, потому что мне не понравились их юниты. Поэтому проходить игру в этот раз было решено именно за Атрейдесов. Что там происходит у других фракций я приблизительно помню.

Игровой процесс в общих чертах выглядит так. Планета поделена на территории, или зоны. Вам нужно выбрать, какую территорию вы атакуете (здесь и далее все скриншоты кликабельны):

Карта планеты в игре Emperor: Battle for Dune

Некоторые зоны атаковать нельзя из-за сильных песчаных бурь. Также у вас есть резервы, которые можно перемещать между зонами. Как конкретно работают резервы, честно говоря, я так до конца и не понял. По идее, это дополнительные силы, которые либо будут у вас на карте изначально, либо будут подтягиваться в виде подкреплений. Можно выбрать, с какой стороны вы входите в территорию. Чем больше прилегающих территорий у вас или вашего противника, тем чаще соответствующая сторона получает подкрепления.

После вашего хода, ход по очереди получают другие фракции. Они атакуют либо вас, либо друг друга. Если атака произошла на вашу территорию, вам предстоит ее оборонять (или можно сдать без боя). Так выглядит стратегическая часть игры.

Тактическая часть происходит в реальном времени на конкретной территории. Нужно отстроить базу, создать побольше юнитов и разрушить базу оппонента. Строительство базы и юнитов происходит на средства, получаемые с добычи спайса. Также желательно выполнять второстепенные задания, влияющие на отношения с малыми фракциями.

Типичная база Атрейдесов:

База Атрейдесов в игре Emperor: Battle for Dune

Завод по переработке спайса находится в левом верхнем углу.

Время от времени на карте появляются смерчи и песчаные черви:

Песчаный червь в игре Emperor: Battle for Dune

Здесь они выступают в роли случайных событий. Червь может съесть вашу технику, или смерч может повредить базу оппонента. Как повезет.

Цель игры заключается в захвате базы любой другой фракции на стратегической карте. После этого у вас будет еще две сюжетные миссии, и все. На YouTube люди проходят игру за несколько часов , и это с просмотром всех видеороликов между миссиями. Я неспешно играл вечерами, и это заняло у меня две недели.

Игра не так уж проста. В детстве у меняя не получилось ее пройти. Здесь нужно изучать своих и чужих юнитов, придумывать и испытывать разные тактики.

Так Атрейдесы могут строить тяжелые шагающие танки, «Минотавров». Эти мехи хороши против техники и пехоты, но очень медленные, дорогие и бесполезны против авиации. Лучше всего они работают в обороне, в сочетании с ракетными турелями для защиты от авиации. При этом Атрейдесы умеют ремонтировать свою технику, что делает «Минотавров» хорошим долгосрочным вложением.

Само собой разумеется, одной обороной карту захватить не выйдет. Довольно универсальная тактика заключается в том, чтобы накопить денег и построить десять или больше орнитоптеров . За один вылет они гарантированно разрушают одно любое здание противника. Между вылетами орнитоптеры ремонтируются и пополняют боеприпасы, а сбитые орнитоптеры заменяются новыми. Постепенно, вылет за вылетом, от чужой базы ничего не остается.

Это лишь один пример. Всего же тактик в этой игре десятки. Перечислять их я не стану. В изучении механик и придумывании тактик заключается вся суть игры.

Я от души рекомендую Emperor: Battle for Dune всем фанатам жанра RTS. Раз в несколько лет игру можно перепроходить за новую фракцию. Также есть режим несюжетных стычек (skirmish battle), за которыми интересно провести вечер, даже если кампания уже пройдена. Если вы решите попробовать эту игру, советую полистать сначала мануал [PDF] . Из него, помимо прочего, вы узнаете разные сочетания клавиш — как объединять юнитов в пронумерованные отряды, как выделить всех юнитов одного типа, и так далее.

EnglishRussianUkrainian