cmake/

Некоторое время назад мы познакомились с Autotools . Несмотря на то, что Autotools до сих пор используется во многих известных проектах с открытым исходным кодом, инструмент этот трудно назвать особо удобным. Кроме того, нормально работает он только в *nix системах, а в каком-нибудь Windows пользоваться Autotools, скажем так, весьма непросто. В общем, Autotools — это легаси, и нормальные программисты в наше время пытаются использовать CMake или, например, SCons. В этой заметке мы познакомимся с CMake.

Говоря простыми словами, CMake — это такая штука, в которой вы описываете проект, а она вам генерирует Makefile’ы в *nix системах, проекты Visual Studio под Windows, файлы конкретных редакторов и IDE, например Sublime Text , Code::Blocks , Eclipse или KDevelop, и так далее. Несмотря на спорный в некоторых моментах синтаксис, в последнее время CMake становится стандартом де-факто в мире C/C++. В частности, CMake используется в LLVM , Qt, MariaDB, Blender, KiCad , GNU Radio и ряде других проектов . Кроме того, в CLion, IDE для C/C++ от компании JetBrains, по умолчанию также создаются проекты, основанные на CMake.

Примечание: В этом контексте вас может заинтересовать заметка Как править в CLion код любых проектов на С++, даже тех, в которых не используется CMake .

Использование CMake в простейшем случае выглядит следующим образом. В корне репозитория создается файл CMakeLists.txt примерно такого содержания:

cmake_minimum_required ( VERSION 3.1 )

# так пишутся комментарии

project ( project_name )

find_library ( PTHREAD_LIBRARY pthread )
find_library ( PCRE_LIBRARY pcre )

include_directories ( include )
set ( CMAKE_CXX_STANDARD 17 )
set ( CMAKE_CXX_STANDARD_REQUIRED on )
set ( CMAKE_CXX_FLAGS » ${CMAKE_CXX_FLAGS} -Wall -Wextra -Werror» )

add_executable ( main src/Main.cpp src/HttpServer.cpp )

target_link_libraries ( main ${PTHREAD_LIBRARY} ${PCRE_LIBRARY} )

Хочется надеяться, какая строчка здесь что означает, пояснять не нужно. Затем исходники складываются в каталог src, а заголовочные файлы — в каталог include. Для сборки проекта говорим:

mkdir build
cd build
cmake ..
make

Просто, не правда ли?

Помимо приведенного выше find_library в CMake есть ряд скриптов для подключения конкретных библиотек. В частности, подключение OpenGL осуществляется как-то так:

find_package ( OpenGL REQUIRED )

include_directories ( ${OPENGL_INCLUDE_DIR} )

target_link_libraries ( main ${OPENGL_LIBRARY} ${CMAKE_DL_LIBS} )

CMake можно указать конкретный тип Makefile’ов, которые вы хотите получить на выходе:

cmake -G «Unix Makefiles» ..
cmake -G «MinGW Makefiles» ..
# для просмотра списка всех доступных генераторов:
cmake -G

В частности, многие программисты для ускорения сборки проектов предпочитают использовать Ninja :

cmake -G Ninja ..
ninja -j1

Выбор между отладочной и релизной сборкой осуществляется так:

cmake -DCMAKE_BUILD_TYPE=Release -G Ninja ..
cmake -DCMAKE_BUILD_TYPE=RelWithDebInfo -G Ninja ..
cmake -DCMAKE_BUILD_TYPE=MinSizeRel -G Ninja ..
# Debug используется по умолчанию
cmake -DCMAKE_BUILD_TYPE=Debug -G Ninja ..

Вместо запуска напрямую make или ninja можно сказать что-то вроде:

cmake —build . —config Release —target main

Можно выбрать конкретный компилятор для сборки проекта

cmake -DCMAKE_C_COMPILER= ` which clang `
-DCMAKE_CXX_COMPILER= ` which clang++ ` -G Ninja ..

… а также указать дополнительные флаги компиляции:

cmake -DCMAKE_C_FLAGS= «-O0 -g» -DCMAKE_CXX_FLAGS= «-O0 -g» ..

Например, для определения степени покрытия кода тестами при помощи lcov нужно сказать что-то вроде:

cmake -DCMAKE_C_FLAGS= «-O0 -g -fprofile-arcs -ftest-coverage»
-DCMAKE_EXE_LINKER_FLAGS= «-lgcov» ..

В мире C/C++ нередко бывает, что сторонние библиотеки, использующие CMake, подключаются к проекту при помощи сабмодулей Git . Подключение таких библиотек к проекту осуществляется довольно просто:

cmake_minimum_required ( VERSION 2.8 )

project ( c-algorithms-examples )

include_directories ( deps/algorithms/include )
add_subdirectory ( deps/algorithms/src )

add_executable ( rbtree_example rbtree_example.c )
target_link_libraries ( rbtree_example CAlgorithms )

В свою очередь, у библиотеки файл src/CMakeList.txt должен быть примерно таким:

cmake_minimum_required ( VERSION 2.8 )

project ( c-algorithms )

add_library ( CAlgorithms STATIC
struct/ilist.c
struct/rbtree.c
struct/htable.c
common/utils.c
)

Вообще, add_subdirectory может принимать путь до любого каталога, в котором есть файл CMakeLists.txt. Это позволяет разбивать проект на подпроекты даже в рамках одного репозитория. Опять же, в случае с библиотеками это позволяет поместить тесты в отдельный подпроект, который не будет собираться при подключении библиотеки в сторонние проекты.

Например, в корне библиотеки CMakeList.txt может быть таким:

cmake_minimum_required ( VERSION 2.8 )

project ( c-algorithms-root )

enable_testing ()

include_directories ( include )

add_subdirectory ( src )
add_subdirectory ( test )

Непосредственно тесты добавляются в проект следующим образом:

cmake_minimum_required ( VERSION 2.8 )

project ( c-algorithms-struct-tests )

set ( CMAKE_C_FLAGS » ${CMAKE_C_FLAGS} -O0 -g» )

add_executable ( test_htable test_htable.c )
target_link_libraries ( test_htable CAlgorithms )

add_executable ( test_rbtree test_rbtree.c )
target_link_libraries ( test_rbtree CAlgorithms )

add_test ( test_htable «./test_htable» )
add_test ( test_rbtree «./test_rbtree» )

Запуск тестов осуществляется простой командой:

make test
# или, с включением отладочного вывода:
make test ARGS = «-V»
# или, если используете Ninja:
ninja test

… выполненной в каталоге build. Если вас интересует тема написания модульных тестов на C++, она более подробно раскрыта в заметке Тестирование кода на C++ с помощью Google Test .

Если же вы используете какой-нибудь PyTest , просто допишите в CMakeList.txt что-то вроде:

find_package ( PythonInterp REQUIRED )

enable_testing ()

add_test ( NAME python_test
COMMAND py.test —capture=no ${CMAKE_SOURCE_DIR} /tests/run.py )

Вывод тестов пишется в файл Testing/Temporary/LastTest.log. Кстати, подробности о переменных окружения, доступных в CMake, таких, как CMAKE_SOURCE_DIR, можно найти здесь .

Помимо рассмотренных выше возможностей часто можно встретить поддержку сборки проектов с различными опциями. В частности, это используется в Assimp и LLDB . При сборке проекта опции выбираются так:

cmake -DLLDB_DISABLE_CURSES: BOOL =TRUE …
cmake -DASSIMP_BUILD_ASSIMP_TOOLS=OFF …

Опции обычно описывают в документации, но в крайнем случае их можно посмотреть и через curses-интерфейс:

ccmake .

В рамках одного поста, конечно, не представляется возможным рассмотреть все возможности CMake. Однако представленной выше информации вам должно вполне хватить в 90% случаев. Полноценные рабочие примеры использования CMake вы найдете, например, в этом , этом , а также в этом репозиториях на GitHub. Примеры использования опций и условных операторов можно найти в репозиториях уже упомянутых Assimp и LLDB . Ну и, конечно же, массу полезного вы найдете на официальном сайте CMake .

А пользуетесь ли вы CMake и если да, используете ли какие-то его возможности, о которых не было рассказано выше?

EnglishRussianUkrainian