Wizardry 8 — это компьютерная ролевая игра 2001-го года. Недавно я прошел ее на своем ретро-ноутбуке . Игра примечательна тем, что сильно отличается от прочих RPG как в плане сеттинга, так и механик. Также она добротно сделана во всех остальных отношениях (музыка, сюжет…). Графика по нынешним меркам простая, но выглядит приятно. Не удивительно, что люди играют в Wizardry 8 и по сей день.
Wizardry 8 является довольно сложной игрой. Первый раз я пробовал пройти ее в школьные годы, и не преуспел. Но игра запомнилась, и вот, спустя много лет, я решил сделать второй подход. На этот раз у меня получилось. Здесь собраны кое-какие рекомендации для тех, кто тоже захочет ее пройти.
Стоит сказать пару слов об особенностях Wizardry 8, для понимания контекста.
1. Интересный сеттинг, где магия сосуществует с андроидами и космическими кораблями. За всю игру вы не повстречаете ни одного орка или скелета, а в лесах на вас не нападет ни одного волка или медведя. Они попросту не водятся на планете Доминус, где происходит действие игры.
2. Вы играете за отряд из шести человек. Дополнительно можно нанять двух NPC, коих по миру разбросано немало. Перемещение по миру и бои осуществляются «с видом от первого лица» всего отряда. Персонажи комментируют происходящее вокруг, а также общаются как между собой, так и с игроком.
Например, вот что будет, если обманом завести нанятого NPC в локацию, где он или она не хочет находиться (здесь и далее все скриншоты кликабельны):
3. Система диалогов основанна на ключевых словах. NPC можно спрашивать о чем угодно. По мере изучения мира у вас пополняется словарь с темами для обсуждения: люди, локации, предметы, и так далее. Иногда NPC может задать вам вопрос, на который требуется ввести ответ с клавиатуры. А еще все диалоги озвучены, что для начала нулевых нетипично.
Вот пример диалога с представителем расы ти-ренгов:
Характерно, что кнопка «где находится» за всю игру мне ни разу не пригодилась. Такое впечатление, что у разработчиков были на нее какие-то планы, но эти планы так и не были реализованы. Все NPC отвечают на ее нажатие дежурной фразой в стиле «Не понимаю, о чем идет речь».
4. Открытый мир. На самом деле, он больше напоминает переплетение железных дорог, нежели открытое поле в стиле Skyrim. Думается, что это осознанный выбор дизайнеров уровней, а не ограничение движка. Большие открытые локации в игре тоже есть, но немного.
5. Бои пошаговые. Есть время поразмыслить над наиболее выгодной тактикой против конкретных противников. Всегда можно оторваться от игры по каким-то своим делам и вернуться к ней позднее. Сохранения во время боя не работают.
Пример боя:
Обратите внимание на построение отряда в правом нижнем углу. Это важная часть игровой механики.
6. Смешанная система прокачки. Есть традиционные XP и level up’ы. Также навыки развиваются по мере их использования. Колдующие классы можно качать и за деньги, если покупать книги с заклинаниями. Если денег нет, то книги можно найти в сундуках или выбить из монстров.
7. Игра имеет нелинейный сюжет и несколько концовок. При этом, игра довольно длинная. Я неспешно играл в нее вечерами, и прохождение заняло у меня три месяца.
Успех прохождения Wizardry 8 в первую очередь определяется составом вашего отряда. Я играл за следующий отряд.
1. Боец-людоящер. В ближнем бою сражается мечом и щитом, а в дальнем — луком и стрелами. Классический «танк». Задача состоит в том, чтобы принимать не себя основной урон, прикрывая остальных членов отряда. Танку в первую очередь нужно качать живучесть. Сила и прочие характеристики для него второстепенны.
2. Епископ-эльф. Епископом в этой игре называют класс, изучающий все четыре школы магии одновременно. Прежде всего, это класс поддержки. Его задачи — лечение, бафы (заклинания Зачарованный клинок, Крепкая броня, Магический экран, Благословление, …) и снятие дебафов (заклинания Лечить легкие раны, Лечить паралич, …). Также епископ владеет атакующей магией, а в случае чего может сражаться и посохом. Позволяет снимать проклятые предметы и умеет изгонять нежить святой водой.
3. Псионик-фельпурр. Заклинатель, специализирующийся на ментальной магии. Накладывает на противников дебафы (заклинания Террор, Безумие, Безмолвие, Замедление, Сглаз, …), а также знает атакующие заклинания (Ментальный укол, Ментальный удар, …). Когда кончается мана, сражается посохом.
4. Маг-муук. Специализируется на атакующей стихийной магии. Его основная задача заключается в нанесении врагам тяжелого магического урона. На случай, если кончится мана, имеет посох.
5. Вор-хоббит. Главным образом нужен для вскрытия замков и обезвреживания ловушек, коих в игре предостаточно. Кражи и скрытность качать не обязательно. Основное оружие — арбалет и болты. Также носит при себе пару кинжалов. Против особо сильных противников применяет бомбы и свитки. Для успешного использования последних нужно качать навык Артефакты.
6. Бард-человек. В Wizardry 8 вы найдете множество музыкальных инструментов, позволяющих применять мощные заклинания. Использовать эти артефакты могут исключительно барды. Игра на музыкальных инструментах отнимает много энергии, поэтому качайте силу и живучесть. Энергия, в отличие от маны, быстро восстанавливается после боя. Помимо музыкальных инструментов мастерски владеет пращей и камнями. А еще с бардом ваш отряд быстрее восстанавливает энергию и ману.
Построение отряда я использовал такое. Боец ставится вперед. Вор с бардом — назад. Маги ставятся в середину отряда. Заметьте, что маги вооружены посохами. Из середины отряда посохом можно бить в любом направлении, в том числе через бойца или через вора с бардом. Но учитывайте, что в обратную сторону это тоже работает. Некоторые противники смогут атаковать магов, даже если подойдут на ваш отряд в лобовую. На подобный случай епископ знает заклинание Ангел-хранитель.
Разумеется, для успешного прохождения игры не обязательно делать точно такой же отряд. Просто это одна из комбинаций, которая в ретроспективе оказалась удачной. Бард умеет вскрывать замки и обезвреживать ловушки, поэтому из барда и вора можно выбрать кого-то одного. Оба могут быть заменены механиком или ниндзя. На освободившееся место можно взять еще одного мага, например, алхимика. В роли танков могут выступать не только бойцы, но также валькирии и самураи. Танков в отряде может быть больше одного. Вместо епископа должен сгодиться монах или священник.
Главное — чтобы отряд был сбалансированным. В игре встречаются самые разные противники со своими сильными или слабыми сторонами. Ваш отряд должен быть эффективен против них всех.
В Wizardry 8 есть мультиклассы. Реализовано это как переход из одного класса в другой при левелапе. Персонаж при этом получает навыки нового класса, сохраняя навыки старого. Я этой возможностью предпочел не пользоваться. Субъективно, она существует для другого. Если выбранный класс вам не понравился, то в начале игры, уровне на третьем, вы можете его сменить.
Как уже сообщалось, в отряд можно нанять до двух NPC. Но полагаться на эту возможность не стоит. Нанятые персонажи отказываются ходить в определенные локации, притом, у каждого эти локации свои. При желании, можно пойти на хитрость. Для этого увольняем персонажа, заходим в локацию, ставим портал, снова нанимаем, телепортируемся в локацию. Только NPC при этом будут постоянно жаловаться и быстро уставать во время боя.
В общем, найм NPC нужен не для того, чтобы вы усилили отряд и прошли таким составом игру. Скорее, это такая возможность попробовать персонажей разных классов. Также найм используется в квестах «проводить из точки А в точку Б».
Прочие рекомендации:
- Где-то уровня до десятого покупайте все порошки воскрешения, какие найдете у продавцов;
- Не брезгуйте использовать порталы. Заклинания воздуха Вернуться к порталу и Установить портал с какого-то уровня доступны всем чародеям. Без порталов вам предстоят ходить ногами межу уже известными локациями и много сражаться со слабыми противниками. Это скучно и отнимает время;
- Вставайте на привалы подальше от дорог, спиной к скале или обрыву. Перед привалом прочитайте заклинание Призрачный пес 2-го уровня (длится 8 часов). Это заклинание воздуха, доступное магам. Оно будит отряд в случае внезапной атаки во время привала. Без заклинания часть отряда будет продолжать спать во время боя, пока не получит от противника урон;
- Мир Wizardry 8 полон предметов, назначение которых поначалу непонятно. Такие предметы могут лежать в сундуках, выпадать из противников или продаваться у торговцев. Почти все предметы для чего-то нужны, поэтому не избавляйтесь от них. Если непонятный предмет продается у торговца, имеет смысл купить его сразу. Потом не придется за ним возвращаться;
- Не думайте, что текстовое описание навыка, предмета или заклинания раскрывает все игровые механики. Например, в описании заклинания Магический экран сказано, что от уровня заклинания зависит его длительность. Но также чем выше уровень заклинания, тем сильнее его эффект. Это можно выяснить, только попробовав заклинания разного уровня и посмотрев, как при этом меняется сопротивление магии у персонажей;
- Если вы встретили слишком сильного противника, значит, идете не в ту сторону. Это вас игра так подталкивает исследовать мир и качаться на врагах попроще. Например, вы не сможете так просто пересечь Болото. Сначала предстоит прокачать отряд в Северной Глуши, к северу от Монастыря. Можно сэкономить себе немного времени, подглядывая одним глазком в прохождение (см ссылки в конце поста);
- Локации в Wizardry 8 могут быть большими и довольно запутанными. К счастью, на карте можно ставить собственные метки. Используйте эту возможность, иначе потом будете долго искать нужную дверь или NPC;
- Не делайте отряд из одних мужчин, ровно как и из одних женщин. В игре есть предметы, носить которые могут только женщины, а также квесты, для прохождения которых нужен мужчина;
Как и у любой игры, у Wizardry 8 есть недостатки. Имеется несколько багов, но я не встречал ни одного действительно критичного. Есть фракции, но они реализованы не до конца. Так монстры и бандиты будут атаковать вас совместно. Есть смена дня и ночи, но нет смены погоды. Впрочем, быть может, на Доминусе не бывает дождей и снега. Больше одного раза у меня возникали вопросы на предмет мотивации того или иного персонажа. Но это все придирки.
В качестве действительно серьезных дефектов я бы назвал два. Во-первых, есть серьезная ошибка в русском переводе. Ключевая фраза, которую нужно ввести для прохождения по сюжету, отличается от той, что написана в книге, из которой вы эту фразу узнаете. Правильная фраза есть в прохождении. Во-вторых, больше одного раза возникает ситуация, когда ты не понимаешь, что игра от тебя хочет. Так на одной из локаций есть лифт, по внешнему виду которого не ясно, что это лифт, и работает он не как остальные лифты в игре. Кто-то скажет, что это старая хардкорная игра, все так и задумано. Но субъективно, это пример неудачного гейм-дизайна. Опять же, здесь спасает прохождение.
Ссылки по теме:
- Wizardry 8 можно приобрести и установить через Steam ;
- Для обладателей CD-версии здесь доступен патч v1.24 ;
- Руководство по Wizardry 8 от журнала Игромания ;
- Прохождение игры , плюс версия с моими примечаниями ;
- Рецепты для класса механик , плюс резервная копия ;
В целом, я от души рекомендую Wizardry 8 всем фанатам жанра RPG. Хотя бы по той причине, что она сильно отличается от всего, во что вы могли играть за последние лет 20. Подобных игр больше не делали, и вряд ли сделают снова.
Дополнение: Прошел игру Emperor: Battle for Dune