elliptic-curves-crypto/

Решил поделиться своей старенькой наработкой — библиотекой для работы с большими целыми числами и эллиптическими кривыми, а также привести пример ее использования в криптографических целях. Глубокого погружения в математические основы не будет. За более подробной информации, касающейся работы с большими числами и эллиптическими кривыми, обращайтесь к соответствующей литературе и интернету.

1. Представление больших чисел

Большими числами в контексте этой заметки будут называться числа, разрядность которых превышает разрядность процессора, которому эти самые числа предстоит обрабатывать. Например, 32-х разрядный процессор может с легкостью обрабатывать целые числа от 0 до 2 32 -1. Однако в современных программах, особенно криптографических, приходится иметь дело с числами порядка 2 4096 . И поскольку появление 4096-и разрядных процессоров в обозримом будущем не предвидится, для работы с такими числами приходится использовать специальные алгоритмы.

В школе всех нас учили оперировать цифрами в десятичной системе счисления. Припоминаете что-то про сложение и умножение в столбик? Так вот, в основу алгоритмов работы с большими числами положены те же идеи, только «цифр» будет не 10, а 2 16 для 32-х разрядных машин и 2 32 для 64-х разрядных. Почему мы используем только половину доступных разрядов, будет рассказано в следующем пункте.

/*
*  (c) Alexandr A Alexeev 2010 | http://remontka.com/
*/

/* беззнаковое целое, используемое для хранения одного разряда числа
для 32-х разрядных машин — unsiged short,
для 64-х разрядных — unsigned int */

typedef unsigned short bignum_digit_t ;

/* максимальный размер числа в байтах */
#define BIGNUM_MAX_SIZE 32

/* максимально допустимое кол-во разрядов в числе */
#define BIGNUM_MAX_DIGITS  (BIGNUM_MAX_SIZE / sizeof(bignum_digit_t))

/* макрос, вычисляющий кол-во разрядов в числе по его размеру */
#define BIGNUM_DIGITS(x) (( x ) / sizeof(bignum_digit_t) )

/* макрос, вычисляющий размер числа по кол-ву разрядов в нем */
#define BIGNUM_SIZE(x) (( x ) * sizeof(bignum_digit_t) )

Вот так выглядит объявление большого целого числа:

/* здесь мы объявляем число максимальной разрядности,
но если память дорога, а число сравнительно небольшое,
то разрядов может быть и меньше BIGNUM_MAX_DIGITS */

bignum_digit_t alpha [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;

Используется порядок байт от младшего к старшему (little-endian) . Массив, заполненный нулями, соответствует числу 0, заполненный единицами — 2 BIGNUM_MAX_SIZE × 8 -1. Другими словами, имеет место то же самое представление беззнакового целого числа, что и в большинстве современных процессоров, только памяти выделяется побольше, а единица хранения — не байт, а слово или двойное слово, в зависимости от разрядности процессора.

2. Операции над большими числами

Давайте рассмотрим операцию сложения двух больших чисел:

/* прибавить b к a. digits — кол-во разрядов в числах */
void bignum_add ( bignum_digit_t * a , bignum_digit_t * b , int digits ) {
int i ;
bignum_double_t carry = 0 ;

for ( i = 0 ; i < digits ; i ++ )
a [ i ] = carry = ( ( bignum_double_t ) a [ i ] + b [ i ]
+ ( carry >> BIGNUM_DIGIT_BITS ) ) ;
}

Здесь к числу a прибавляется число b , результат сложения записывается в a . Это аналогично оператору языка си += и тому, как работает ассемблерная команда add. Преимущества такого подхода перед «add(a, b, result)» заключается в использовании меньшего числа аргументов функции и более простой ее реализации.

Функция должна вызываться следующим образом:

bignum_digit_t arg1 [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;
bignum_digit_t arg2 [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;
/* … */
bignum_add ( arg1 , arg2 , BIGNUM_DIGITS ( sizeof ( arg1 ) ) ) ;

Да, аргументы должны иметь одинаковый размер. Если вы заинтересованы в функции сложения, оперирующей аргументами разных размеров или не перезаписывающей первое слагаемое, вы с легкостью реализуете ее на базе данной, так что больше к вопросу о прототипах функций я возвращаться не буду.

Как видите, здесь реализовано обыкновенное сложение в столбик, прекрасно знакомое всем со школы. Чтобы с переносом (переменной carry) было проще и быстрее работать, наши «цифры» (не путать цифры и числа!) имеют в два раза меньше разрядов, чем разрядность процессора. Об этом уже говорилось в предыдущем пункте.

Вычитание и умножение работают по тому же принципу, что и сложение, потому здесь я их рассматривать не буду. Кому интересно, загляните в прилагаемый к заметке код. А вот операция деления заслуживает особого внимания. Бесспорно, это самая сложная функция из всех, входящих в библиотеку. Следовательно, к ее тестированию следует отнестись с особой внимательностью. Впрочем, о тестировании речь пойдет отдельно.

/* выполнить деление a на b, найти частное и остаток
для корректной работы функции mmul мы вынуждены поддерживать числа,
содержащие BIGNUM_MAX_DIGITS*2 разрядов */

void bignum_div ( bignum_digit_t * a , /* делимое */
bignum_digit_t * b , /* делитель */
bignum_digit_t * q , /* частное: a, b или NULL */
bignum_digit_t * r , /* остаток: a, b или NULL */
int digits ) { /* кол-во разрядов в числах */
/* нормализованный делитель */
bignum_digit_t td [ BIGNUM_MAX_DIGITS * 2 ] ;
/* частное */
bignum_digit_t tq [ BIGNUM_MAX_DIGITS * 2 ] ;
/* нормализованный остаток */
bignum_digit_t tr [ BIGNUM_MAX_DIGITS * 2 + 1 ] ;
/* произведение двух чисел */
bignum_double_t qhat , rhat , product , carry ;
bignum_signed_double_t temp ;
int i , j , n , shift = 0 ;

bignum_setzero ( tq , BIGNUM_MAX_DIGITS * 2 ) ;

/* определяем старший ненулевой разряд делителя */
n = digits ;
while ( ( n > 1 ) && ! b [ n 1 ] ) n —;

if ( n == 1 ) {
/* делитель имеет всего один разряд —
производим деление простым способом.
это не оптимизация — оставшаяся часть алгоритма
требует, чтобы делитель имел хотя бы два разряда */

carry = 0 ;
for ( j = digits 1 ; j >= 0 ; j ) {
tq [ j ] = ( ( carry << BIGNUM_DIGIT_BITS ) | a [ j ] ) / b [ 0 ] ;
carry = ( ( carry << BIGNUM_DIGIT_BITS ) | a [ j ] ) tq [ j ] * b [ 0 ] ;
}

if ( q ) /* сохраняем частное */
bignum_cpy ( q , tq , digits , BIGNUM_MAX_DIGITS * 2 ) ;

if ( r ) {
bignum_setzero ( r , digits ) ;
r [ 0 ] = carry ; /* сохраняем остаток */
}
return ;
}

/* определяем shift — на сколько бит влево нужно сдвиднуть
делитель, чтобы старший разряд стал равен единице */

while ( ! ( ( b [ n 1 ] << shift ) & ( 1 << ( BIGNUM_DIGIT_BITS 1 ) ) ) )
shift ++;

bignum_setzero ( td , BIGNUM_MAX_DIGITS * 2 ) ;
bignum_setzero ( tr , BIGNUM_MAX_DIGITS * 2 + 1 ) ;

/* на x64 тип bignum_digit_t представляет собой int. при shift = 0
a[digits — 1] >> 32 == a[digits — 1], вот почему необходимо
приведение типа */

tr [ digits ] = ( bignum_double_t ) a [ digits 1 ]
>> ( BIGNUM_DIGIT_BITS shift ) ;
for ( i = digits 1 ; i > 0 ; i )
tr [ i ] = ( a [ i ] << shift ) | ( ( bignum_double_t ) a [ i 1 ]
>> ( BIGNUM_DIGIT_BITS shift ) ) ;
tr [ 0 ] = a [ 0 ] << shift ;

/* производим нормализацию делителя */
for ( i = n 1 ; i > 0 ; i )
td [ i ] = ( b [ i ] << shift ) | ( ( bignum_double_t ) b [ i 1 ]
>> ( BIGNUM_DIGIT_BITS shift ) ) ;
td [ 0 ] = b [ 0 ] << shift ;

for ( j = digits n ; j >= 0 ; j ) { /* главный цикл */
/* вычисляем оценку j-го разряда частного и
соответсвующего остатка */

qhat = ( ( ( bignum_double_t ) tr [ j + n ] << BIGNUM_DIGIT_BITS ) | tr [ j + n 1 ] )
/ td [ n 1 ] ;
rhat = ( ( ( bignum_double_t ) tr [ j + n ] << BIGNUM_DIGIT_BITS ) | tr [ j + n 1 ] )
qhat * td [ n 1 ] ;

while ( ( qhat >= ( ( bignum_double_t ) 1 << BIGNUM_DIGIT_BITS ) ) ||
( qhat * td [ n 2 ] > ( ( rhat << BIGNUM_DIGIT_BITS )
| tr [ j + n 2 ] ) ) ) {
qhat —;
rhat += td [ n 1 ] ;
if ( rhat >= ( ( bignum_double_t ) 1 << BIGNUM_DIGIT_BITS ) )
break ;
}

carry = 0 ; /* умножение и вычитание */
for ( i = 0 ; i < n ; i ++ ) {
tr [ i + j ] = temp = tr [ i + j ] carry
( ( product = qhat * td [ i ] ) & BIGNUM_DIGIT_MASK ) ;
carry = ( product >> BIGNUM_DIGIT_BITS )
( temp >> BIGNUM_DIGIT_BITS ) ;
}

tr [ j + n ] = temp = tr [ j + n ] carry ;
tq [ j ] = qhat ; /* сохраняем разряд частного */
if ( temp < 0 ) {
/* вычли слишком много — возвращаем назад. из-за этого
сравнения t должен иметь знаковый тип. данное условие
выполняется крайне редко — пример чисел есть в Вельшенбахе */

tq [ j ] —; carry = 0 ;
for ( i = 0 ; i < n ; i ++ ) {
/* преобразование типов здесь необходимо для amd64 */
tr [ i + j ] = temp = ( bignum_double_t ) tr [ i + j ]
+ td [ i ] + carry ;
carry = temp >> BIGNUM_DIGIT_BITS ;
}
tr [ j + n ] += carry ;
}
} /* конец главного цикла */

if ( q ) /* сохраняем частное */
bignum_cpy ( q , tq , digits , BIGNUM_MAX_DIGITS * 2 ) ;

if ( r ) { /* денормализуем остаток и сохраняем его */
bignum_setzero ( r , digits ) ;
for ( i = 0 ; i < n ; i ++ )
r [ i ] = ( tr [ i ] >> shift ) | ( ( bignum_double_t ) tr [ i + 1 ]
<< ( BIGNUM_DIGIT_BITS shift ) ) ;
}
}

Целых 100 строк кода — не слабо для какого-то там деления столбиком , правда? Припоминаю, что мне стоило больших усилий разобраться в этом алгоритме, а потом еще и написать его (хочется верить) без ошибок. Нехорошо ведь, когда люди пытаются объяснить вещи, в которых они далеко не эксперты, верно? В связи с чем отсылаю вас к литературе, по которой я сам пытался во всем разобраться:

  • Генри Уоррен «Алгоритмические трюки для программистов» (стр 142);
  • Михаел Велшенбах «Криптография на Си и C++ в действии» (стр 64);
  • Дональд Кнут «Искусство программирования, том 2 — получисленные алгоритмы, 3-е издание» (стр 310).

Чем выше книга в списке, тем доступнее, по моему субъективному мнению, в ней расписан алгоритм.

3. Модульная арифметика

Модульная арифметика прекрасно знакома всем людям, закончившим школу, хотя и не каждый об этом подозревает. Рассмотрим простую задачу, иллюстрирующую повседневное использование модульной арифметики.

Часы показывают 20:00. На какое время нужно поставить будильник, чтобы он зазвонил ровно через 8 часов?

Ответ, как несложно догадаться, — 4:00. Производя операции над часами, мы работаем с числами в поле вычетов по модулю 24 . Аналогично для минут используется поле вычетов по модулю 60, для месяцев — по модулю 12, для дня недели — 7 и так далее. Если вы еще не до конца поняли, о чем идет речь, загляните на соответствующую страницу Википедии .

За выполнение операций сложения, вычитания, умножения и деления в поле вычетов отвечают функции моей библиотеки bignum_madd, bignum_msub, bignum_mmul и bignum_mdiv соответственно. Первые три не заслуживают особого внимания, потому что логика их работы проста. Сначала вычисляем обычную сумму/разность/произведение, и возвращаем остаток от деления на модуль. А вот функция bignum_mdiv заслуживает особого внимания.

Существует такое понятие, как число, мультипликативно обратное данному. Пусть p — число в поле вычетов по модулю m . Тогда число q называется мультипликативно обратным к p , если для любого x , принадлежащего полю вычетов, выполняется условие:

y = x × p (mod m) ⇔ x = y × q (mod m)

или, что то же самое:

p × q = 1 (mod m)

Такое q находится с помощью расширенного алгоритма Евклида , которому в моей библиотеке соответствует функция bignum_inv.

/* найти элемент, мультипликативно обратный к num
в поле вычетов по модулю m */

void bignum_inv ( bignum_digit_t * num , bignum_digit_t * m , int digits ) {
/* r, q, d, d1 = 1, d2 = 0, u = m, v = num; */
bignum_digit_t r [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;
bignum_digit_t q [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;
bignum_digit_t d [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;
bignum_digit_t d1 [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;
bignum_digit_t d2 [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;
bignum_digit_t u [ BIGNUM_MAX_DIGITS ] ;
bignum_digit_t * pu = u , * pv = num , * pr = r , * pd = d , * pd1 = d1 , * pd2 = d2 , * pt ;

bignum_cpy ( u , m , digits , digits ) ;
bignum_setzero ( d2 , digits ) ;
bignum_setzero ( d1 , digits ) ;
d1 [ 0 ] ++;

while ( ! bignum_iszero ( pv , digits ) ) { /* while(v != 0) */
/* r = u % v; q = (u — r) / v; */
bignum_div ( pu , pv , q , pr , digits ) ;

/* d = d2 — q*d1 (mod m) */
bignum_mmul ( q , pd1 , m , digits ) ;
bignum_cpy ( pd , pd2 , digits , digits ) ;
bignum_msub ( pd , q , m , digits ) ;

/* u = v; v = r; d2 = d1; d1 = d; */
pt = pu ; pu = pv ; pv = pr ; pr = pt ;
pt = pd2 ; pd2 = pd1 ; pd1 = pd ; pd = pt ;
}

/* если u = 1, то d2 — число, обратное num в поле вычетов
по модулю m, иначе — обратного элемента не сущетсвует */

if ( pd2 != num ) bignum_cpy ( num , pd2 , digits , digits ) ;
}

Если m — простое число, то для любого числа, принадлежащего полю вычетов по модулю m , найдется мультипликативно обратное.

Несложно проследить связь между вышесказанным и операцией деления. В поле вычетов оно происходит в два этапа — (1) найти число, мультипликативно обратное к делителю, а затем (2) умножить его на делимое. То есть операция деления сводится к операции умножения. Ну разве не красиво?

4. Эллиптические кривые

В Википедии достаточно подробно рассказано о том, что такое эллиптические кривые, точки на эллиптической кривой и как определена операция сложения двух точек. В контексте этой заметки речь пойдет только об эллиптических кривых над полем вычетов по простому модулю, задаваемых уравнением

y 2 = x 3 + a x + b (mod m)

причем:

4 a 3 + 27 b 2 ≠ 0 (mod m)

Коэффициенты a и b — это параметры кривой. Помимо точек, принадлежащих кривой (координаты которых удовлетворяют уравнению y 2 = …), вводится так называемая «несобственная» точка, то есть не лежащая на кривой. Если со школьного курса вы припоминаете что-то про «точку на бесконечности», то вот это она и есть. Будем обозначать ее буквой «O».

С учетом вышесказанного, операция сложения двух точек P = (x P ; y P ) и Q = (x Q ; y Q ) на эллиптической кривой определяется следующим образом:

P + O = O + P = P
P − P = P + (−P) = O, где -P = (x P ; −y P )

R = P + Q = (x R ; y R )
x R = λ 2 − x P − x Q
y R = λ ( x P − x R ) − y P

λ = (3 x P 2 + a) / (2 y P ), если P = Q
λ = (y P − y Q ) / (x P − x Q ), если P ≠ Q

Все это — в поле вычетов по простому модулю. А если ввести обозначения

P + P = 2 P
P + P + P = 3 P

то мы тут же откроем для себя операцию умножения точки эллиптической кривой на число. Все, теория закончилась, давайте теперь взглянем на реализацию.

#include «bignum.h»

/*
*  (c) Alexandr A Alexeev 2010 | http://remontka.com/
*/

/* число разрядов в числах, используемых модулем,
<= BIGNUM_MAX_DIGITS */

#define ECCRYPT_BIGNUM_DIGITS BIGNUM_MAX_DIGITS

/* точка на эллиптической кривой */
struct eccrypt_point_t {
bignum_digit_t x [ ECCRYPT_BIGNUM_DIGITS ] ; /* координата x */
bignum_digit_t y [ ECCRYPT_BIGNUM_DIGITS ] ; /* координата y */
int is_inf ; /* является ли точка несобственной */
} ;

/* параметры кривой:
коэффициенты уравнения y^2 = x^3 + a*x + b
в поле вычетов по модулю m
и генерирующая точка */

struct eccrypt_curve_t {
bignum_digit_t a [ ECCRYPT_BIGNUM_DIGITS ] ;
bignum_digit_t b [ ECCRYPT_BIGNUM_DIGITS ] ;
bignum_digit_t m [ ECCRYPT_BIGNUM_DIGITS ] ;
struct eccrypt_point_t g ;
} ;

Здесь все должно быть понятно, за исключением предпоследней строки. Что это еще за «генерирующая точка» такая? Это такая точка G на эллиптической кривой, что минимальное значение n , такое, что n × G = O, является очень большим простым числом. Другими словами, генерируя случайные числа и умножая их на G, мы может гарантировано получить много-много точек, принадлежащих кривой.

На мой взгляд, в приведенном куске кода имеет место нарушение абстракции. Генерирующую точку и число n стоило бы отнести к абстракции «криптографические параметры», а не «эллиптическая кривая». Но поскольку код писался давно и переписывать его сейчас не хочется, я привожу его, как есть.

Пока что про генерирующую точку можно забыть. Она нам понадобится, только когда речь пойдет о криптографии на эллиптических кривых.

Сложение двух точек эллиптической кривой реализовано в функции eccrypt_point_add. Там все полностью соответствует теоретической части, так что разбирать ее не интересно. А вот умножение — более интересная операция. Дело в том, что вычислять произведение точки на большое число k в цикле из k итераций, полностью в соответствии с определением, — довольно долго. Спрашивается — что делать?

/* умножение точек эллиптической кривой */
void eccrypt_point_mul ( struct eccrypt_point_t * rslt , /* результат */
struct eccrypt_point_t * p , /* точка */
bignum_digit_t * k , /* множитель */
struct eccrypt_curve_t * curve ) { /* кривая */
struct eccrypt_point_t point ; /* копия точки */
bignum_digit_t digit ; /* значение текущего разряда множителя */
int digit_num = 0 ; /* номер разряда */
int bits = 0 ; /* кол-во необработанных бит в разряде */
int n = ECCRYPT_BIGNUM_DIGITS ; /* число значащих разрядов */

if ( p -> is_inf ) {
rslt -> is_inf = 1 ;
return ; /* n * O = O */
}

/* определяем старший значащий разряд */
while ( ( n > 0 ) && ! k [ n 1 ] ) n —;
/* создаем копию точки */
if ( n ) eccrypt_point_cpy ( & point , p ) ;

/* несобственная точка, раньше мы не могли менять rslt,
так как возможна ситуация rslt == p */

rslt -> is_inf = 1 ;

/* пока есть необработанные биты */
while ( ( digit_num < n ) || digit ) {
if ( digit_num ) /* это итерация не первая по счету */
eccrypt_point_add ( & point , & point , & point , curve ) ; /* point*=2 */

if ( ! bits ) {
/* текущий разряд уже обработан или еще не инициализирован */
digit = k [ digit_num ++ ] ;
bits = sizeof ( bignum_digit_t ) * 8 ;
}

if ( digit & 1 ) /* rslt += point */
eccrypt_point_add ( rslt , rslt , & point , curve ) ;

digit >>= 1 ;
bits —;
}
}

Здесь мы использовали двоичное представление числа k . Например, чтобы найти 8 × P, мы вычисляем 2 × ( 2 × ( 2 × P ) ), что требует лишь трех операций сложения вместо семи. Аналогично можно написать алгоритм возведения большого числа в степень:

k 11 = ((k 2 ) 2 × k) 2 × k

Другими словами, алгоритм умножения точки эллиптической кривой на число состоит в следующем. Сначала полагаем результат равным несобственной точке. Затем просматриваем биты числа n от старших к младшему. Если встретили 0, умножаем текущее значение результата на 2. Если встретили 1 — умножаем результат на 2, после чего прибавляем P. Таким образом, для нахождения результата потребуется порядка log 2 ( k ) шагов вместо k .

5. Криптография на эллиптических кривых

Эллиптические кривые используются в алгоритмах цифровой подписи и обмена ключами. Существуют также схемы асимметричного шифрования, например PSEC , но в рамках этой заметки они рассматриваться не будут. Для начала, давайте определимся с параметрами эллиптической кривой. Как вы могли заметить, мы так и не решили, какими должны быть коэффициенты в уравнении ЭК, координаты генерирующей точки и тп.

Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) рекомендует использовать в криптографических приложениях следующую эллиптическую кривую:

a = -3
b = 0x5ac635d8aa3a93e7b3ebbd55769886bc651d06b0cc53b0f63bce3c3e27d2604b
m = 0xffffffff00000001000000000000000000000000ffffffffffffffffffffffff
n = 0xffffffff00000000ffffffffffffffffbce6faada7179e84f3b9cac2fc632551
x G = 0x6b17d1f2e12c4247f8bce6e563a440f277037d812deb33a0f4a13945d898c296
y G = 0x4fe342e2fe1a7f9b8ee7eb4a7c0f9e162bce33576b315ececbb6406837bf51f5

Кривая называется P-256. Здесь m — это модуль поля вычетов, а n — количество точек, которое может генерировать G, оба числа простые. Числа a и m специально подобраны с целью ускорения вычислений. Не знаю, как вы, а я не математик и тем более не криптограф, так что придется положиться на мнение экспертов.

Теперь рассмотрим схему обмена ключами на базе ЭК . Пусть пользователи A и B хотят обменяться ключами, но их трафик прослушивает злоумышленник E. Решение следующее:

  1. Пользователь А генерирует случайно число d A в диапазоне [1; n-1]. Это число будет его закрытым ключом.
  2. Затем A вычисляет Q A = d A G и посылает координаты точки пользователю B. Q A — открытый ключ пользователя A.
  3. Пользователь B выполняет те же шаги.
  4. Пользователь A получает Q B , вычисляет R = d A Q B и считает, что x R — это общий ключ.
  5. Пользователь B повторяет предыдущий шаг.

Оба пользователя получили один и тот же ключ x R , потому что d A Q B = d A d B G = d B d A G = d B Q A .

Злоумышленник E видит только Q A и Q B . Поскольку эффективный алгоритм, позволяющий определить d A или d B по Q A или Q B , пока что не найден и в обозримом будущем вряд ли найдется, для нахождения R злоумышленнику понадобится перебрать все (n-1) его возможных значений. Если предположить, что за секунду перебирается 2 128 значений (нереально большое число!), то на полный перебор уйдет более 10 30 лет. Для сравнения — считается, что возраст Вселенной составляет около 10 10 лет.

Стоит отметить, что приведенный выше алгоритм уязвим к атаке «человек посередине» . Чтобы это исправить, каждое сообщение следует сопровождать цифровой подписью отправителя. Эта задача также решается с помощью эллиптических кривых.

Пусть некий пользователь хочет подписать сообщение. Как и в предыдущем примере, d и Q — его закрытый и открытый ключи соответственно. Открытый ключ должен быть доступен всем, закрытый — хранится в строжайшем секрете.

Алгоритм вычисления цифровой подписи:

  1. Вычислить h — значение хэш-функции (например, SHA256) для подписываемого сообщения.
  2. Выбрать случайное число k из диапазона [1; n-1], вычислить k × G = (x; y) и r = x (mod n).
  3. Если r = 0, перейти к шагу 2.
  4. Вычислить s = (h + d × r) / k (mod n). Если s = 0, перейти к шагу 2.
  5. Вернуть цифровую подпись r || s.

Алгоритм проверки цифровой подписи:

  1. Проверить, что Q принадлежит ЭК и что n × Q = O (последнее должно выполнятся, потому что n × Q = n × d × G = d × n × G = d × O = O). Если это не так, открытый ключ неверен.
  2. Проверить, что r и s принадлежат интервалу [1; n-1]. Если это не так, подпись неверна.
  3. Вычислить h — значение хэш-функции для подписанного сообщения.
  4. Вычислить (x; y) = (h / s) G + (r / s) Q, а затем v = x (mod n).
  5. Если v = r, подпись верна, иначе — не верна.

Значения v и r должны быть равны, потому что

(h / s) G + (r / s) Q = ( h / s) G + (r / s) × d × G = ( (h + d × r) / s) G = k × G

Если не понятно, посмотрите еще раз, как считались r , v и s .

Чтобы подделать подпись, нужно определить закрытый ключ d по открытому ключу Q, что, как мы уже знаем, нереально. С помощью s определить d невозможно, потому что последнее надежно скрыто неизвестным случайным числом k . Определить k с помощью r невозможно по тем же соображениям, по которым d невозможно определить по Q.

Отмечу, что ничего из этого раздела не реализовано в моей библиотеке, потому что здесь все сильно завязано на используемой хэш-функции и генераторе случайных чисел. Я лишь хотел показать, как можно использовать библиотеку на практике.

6. Безопасность, оптимизация и тестирование

Безопасность алгоритма Диффи-Хеллмана и цифровых подписей на основе эллиптических кривых (ECDH и ECDSA соответственно), описанных выше, гарантируется в силу причин, описанных в пункте 5. Действующий в России стандарт цифровых подписей, ГОСТ Р 34.10-2001 , использует эллиптические кривые над полем вычетов по модулю порядка 2 256 . И кстати, ГОСТ Р 34.10-2001 практически полностью идентичен ECDSA. Разве доверие российских криптографов к эллиптическим кривым можно игнорировать? Наконец, эллиптическая криптография существует более 25 лет (против 35 лет «классических» алгоритмов Диффи-Хеллмана и RSA). За это время ее стойкость, похоже, ничуть не пошатнулась. Зато рекомендуемая длина ключа RSA успела увеличиться в 4 раза.

Однако само использование эллиптических кривых не делает ваше приложение автоматически безопасным. Уязвимость может быть в блочном шифре или функции хэширования, используемом протоколе или генераторе случайных чисел. Тайминг-атаки и переполнение буфера также никто не отменял. В моей библиотеке даже не реализована проверка аргументов функции (вдруг там нулевой указатель или другое недопустимое значение?) и очистка памяти, отведенной под переменные, которые стали ненужными. Так что расслабляться, облокотившись на спинку табурета, преждевременно.

Теперь — что касается оптимизации. Есть множество способов ускорить работу библиотеки. Например, используя метод Карацубы или Шёнхаге-Штрассена в функции умножения. Однако в уже упомянутой мной книге Велшенбаха показано, что данные методы бессмысленно использовать, пока речь идет о числах менее 2 2048 . Таким образом, само использование эллиптических кривых (вместо медленного RSA) является главной оптимизацией! Нет смысла переписывать простой и понятный код с целью выиграть сотые доли секунды, особенно если выясняется, что обращение к сети приводит к еще большим задержкам. Здесь нужно сначала получить готовое приложение, и только потом, вооружившись профилировщиком , искать узкие места.

По поводу тестирования библиотеки. Первый тип ошибок, которые нам следует искать, это явные косяки, например, что x − x ≠ 0, y × 1 ≠ y, a × (b + c) ≠ a × b + a × c, сумма двух точек ЭК отлична от O и при этом не принадлежит самой ЭК и тд. Кого интересует полный список таких тестов, загляните в Perl-скрипты из каталога test в прилагающемся к заметке архиве.

Также следует проверить, что наши тесты покрывают если не 100% тестируемого кода, то хотя бы б о льшую его часть . Например, если мы видим в функции условный оператор, то следует убедиться, что мы проверили как ветку if, так и ветку else. Особенно это касается функции, отвечающую за деление больших чисел. Условие ‘if(temp < 0)’ (см пункт 2) выполняется чрезвычайно редко, так что вероятность допустить ошибку в окрестностях этого условия очень высока. К счастью, на CD, идущем вместе к Вельшенбахом, можно найти специальные числа для тестирования этого участка кода (файл testdiv.c, если у кого-нибудь из читателей есть эта книга).

Будет совсем не лишним сравнить результаты вычислений нашей библиотеки и какой-нибудь другой, давно отлаженной, программы. Например, интерпретатора Python . Он, к нашей великой радости, может производить математические операции над числами с произвольной точностью. Заодно убедимся,что преобразование строк в числа и обратно в нашей библиотеке реализовано без ошибок.

И наконец, для полной очистки совести, следует проверить библиотеку на практике. Например, подписав какие-нибудь данные с помощью ECDSA, как описано выше. А затем написать скрипт, который рекурсивно обходит файловую систему и подписывает каждый найденный файл, после чего сам же проверяет подпись. Запускаем его перед новогодними праздниками на двух машинах (с 32-х и 64-х разрядным процессором) и проверяем результат 10-го января.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Консоль удаленного рабочего стола(rdp console)

Клиент удаленного рабочего стола (rdp) предоставляет нам возможность войти на сервер терминалов через консоль. Что…

1 месяц ago

Настройка сети в VMware Workstation

В VMware Workstation есть несколько способов настройки сети гостевой машины: 1) Bridged networking 2) Network…

1 месяц ago

Логи брандмауэра Windows

Встроенный брандмауэр Windows может не только остановить нежелательный трафик на вашем пороге, но и может…

1 месяц ago

Правильный способ отключения IPv6

Вопреки распространенному мнению, отключить IPv6 в Windows Vista и Server 2008 это не просто снять…

1 месяц ago

Ключи реестра Windows, отвечающие за параметры экранной заставки

Параметры экранной заставки для текущего пользователя можно править из системного реестра, для чего: Запустите редактор…

1 месяц ago

Как управлять журналами событий из командной строки

В этой статье расскажу про возможность просмотра журналов событий из командной строки. Эти возможности можно…

1 месяц ago